О воровстве воды и погрешности измерений.


Очень часто люди задают такой вопрос. "У меня в квартире стоят водомеры на горячую и холодную воду, но не смотря на это в квитанциях продолжают появляться суммы за какое то ОПУ и приходится доплачивать не понятно за что. Разве это законно?"
Начнем с того, что:
1. Все проживающие в многоквартирном доме пользуются не только своими инженерными коммуникациями, но и коммуникациями являющимися общими для всех. Т.е. это трубы в подвале и разводящие стояки, кабели и разводка по квартирам.
2. Оплата за потребленные ресурсы производится не по квартирным приборам учета, а по показаниям общедомового прибора учета (того самого ОПУ).
3. Если разница показаний ОПУ и суммы показаний всек квартирных приборов учета, включая потребление по нормативам для квартир без приборов расходится, то возникает так называемый небаланс. Чаще всего в силу нескольких причин небаланс складывается не в пользу потребителей. Этот небаланс распределяется между жителями пропорционально их потреблению за отчетный период. Формулы расчета даны в "Постановлении правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Откуда вообще появляется такое большое расхождение показаний ОПУ и квартирнык приборов?
   На самом деле причин для этого может быть множество. Давайте рассмотрим те, которые в максимальной степени способствуют этому явлению. Приведем не много математики, потому что в этом случае без нее не обойтись.
   Первая причина обусловлена чисто метрологическими свойствами применяемых приборов. Известно, что измерение — это сравнение какой либо величины с эталоном, а так как измерять эталоном нет никакой возможности, то измеряют приборами, которые воспроизводят тот или иной эталон с определенной погрешностью. Так например для водомеров определена погрешность не более ±2%. Это означает, что замерив расход 5 м3, реально Вы замерили расход, который может лежать в пределах от 4,9 до 5,1 м3. Т.е. мы уже ошиблись на 0,3 м3 или 300 литров.
   Теперь представьте себе, что в доме, например, 300 водомеров. Их суммарная погрешность определяется, как корень квадратный из суммы квадратов их погрешностей и в данном случае составит = ±34,6%. Теперь предположим, что общий счетчик также имеет погрешность ±2% и он зафиксировал расход за месяц 600 м3. Т.е. реальный расход лежит в пределах 588 — 612 м3 или погрешность измерения составляет 24 м3. В то же время квартирные водомеры должны были зафиксировать тот же расход, а именно 600 м3, но в силу своих погрешностей зафиксированный расход может находится в диапазоне от 565 до 635 м3 т.е. погрешность может достигать величины 70 м3.
   Необходимо также отметить, что реальные погрешности будут значительно выше еще и по следующей причине. Общедомовой водомер практически всегда вращается т.к. в многоквартироном доме всегда найдется источник утечки. Это и реальный забор воды из системы и протекающие санитарно-технические приборы. В то же время квартирные водомеры работают в так называемом старт-стопном режиме. Кран открыт - закрыт. В силу своей инерционности водомер не всегда успевает выйти на режим номинального расхода и работает практически на гране зоны чувствительности, где его погрешность не нормируется.
   Второй причиной расхождения показаний является то, что показания со счетчиков снимаются в разное время. Тут особых примеров приводить не требуется. Надеемся, что и так все понятно.
   Далее. Грубой ошибкой является и то, что сейчас учет ведется целыми кубометрами без учета цифр после запятой. На таком коротком промежутке, как месяц, это дает существенную прибавку к небалансу. Пример. Пусть, как указано выше, в доме установлены 300 водомеров и общедомовой счетчик насчитал 600 м3 воды. Теперь если жители не учли по 0,3 м3 (т.е. округлили показания в меньшую сторону), то 300 х 0,3 = 90. Т.е. УК недосчитается 90 м3, что составляет 15% от показаний домового счетчика, которые в результате будут включены в Ваши квитанции. Конечно если в конце года вновь рассмотреть статистику потребления, то этот эффект будет значительно сглажен, но жильцам от этого не будет легче, т.к. деньги они уже заплатили. Вывод: для достоверного учета показания квартирных приборов должны сниматься по возможности одновременно с дискретностью 0,1 м3.
Сложив две цифры 70 и 90 м3 получим значение не баланса 160 м3. Заметьте, что это только погрешность измерения и некорректный съем показаний!
Но самым неприятным и с моральной и с финансовой точек зрения является элементарное воровство.
Дабы не рекламировать здесь способы воровства энергоресурсов, ограничимся лишь общими замечаниями, позволяющими снизить объем украденных ресурсов.
1. Грамотно пломбируйте присоединители установленных водомеров, включая пробку фильтра. Сетования на то, что фильтр необходимо периодически чистить не имеют под собой никакой основы. В нормальном режиме работы сетка фильтра практически не забивается, а при возникновении аварийных ситуаций и при запуске системы, когда может течь грязная вода лучше перепломбировать прибор.
2. Если фильтр не пломбируется, то при проверке приборов обратить внимание на прокладку пробки фильтра. Если вместо стандартной паронитовой прокладки на ней будет установлена резиновая, то стоит внимательно присмотреться к хозяевам этих квартир. Вероятность того, что они пользуются нечестными приемами в этом случае очень велика.
3. Установить антимагнитные наклейки на каждый прибор. Кроме своего прямого назначения они сыграют роль и психологическую.
4. Категорически запретить подключение счетчиков при помощи гибких шлангов, а установленные обязать исправить в кратчайшее время.
5. Установить обратные клапаны на трубопроводах холодной воды, что перекроет утечки горячей воды в трубопровод холодной через неисправные смесители.
6. Счетчики с подозрительно маленькими показаниями лучше заменить.
7. Места водозабора в подвалах или неиспользуемых помещениях и т.д. следует снабдить водомером или опломбировать.

Каков реальный срок службы квартирного водомера?
   Сегодня большинство установленных водомеров имеют межповерочный интервал 6 лет для холодной воды и 4 года для горячей. В тоже время, как показывает практика, до 90% водомеров не могут служить дольше указанного срока, а 50% не выдерживают и это время.
   Дело в том, что при прохождении одного литра воды, его крыльчатка, частота вращения которой зависит от скорости течения воды, в среднем совершает 50 - 100 оборотов на литр. Так при потреблении в месяц 5м3 воды, она совершит 5000·100=500000 оборотов или 6000000 оборотов в год. За 4 года эксплуатации крыльчатка обернется вокруг своей оси 24000000! Если счетчик разобрать и посмотреть из чего сделаны подшипники скольжения и сама ось крыльчатки, то можно сделать однозначный вывод, что такая пара просто физически не может выдержать таких нагрузок.Поэтому в результате в паре вал-подшипник образуются все большие зазоры, которые приводят к тому, что счетчик начинает считать со все больших расходов, а это уже погрешность существенно превышающая заявленную заводом изготовителем. Выводом из вышесказанного может быть только одно. Поверка водомеров после истечения срока межповерочного интервала нецелесообразна. Необходимо заменять счетчики.